Садовые стили

 

Итак, вы стали владельцем земельного участка. Поздравляем! Теперь необходимо определиться, в каком стиле вы хотите оформить участок. Для этого, надо разобраться - а какие стили ландшафтного  искусства существуют. Конечно, мы не призываем копировать созданное садовниками далеких от нас стран и эпох. Тем не менее, сравнивая различные варианты планировки, посадок, "подглядывая" за работой лучших мастеров не только нашего времени, но и прошлого, вы начинаете лучше понимать, что вам по вкусу и что будет удобно для вашей семьи.

Не бойтесь смешивать. Модное слово "фьюжн", означает смешение стилей (чаще всего двух). При планировании сада изначально нередко задумывают его как "разностильный", построенный на совмещении традиций.

 

Наиболее распространенные варианты:

  • элементы японского стиля и хай-тек;

  • модернизм и экзотические мотивы (мавританского, японского, китайского сада);

  • архитектурная основа итальянского сада и растительная "запущенность" в природном стиле.

Правила стилизации сада

 

  • Старайтесь узнать больше о стиле, элементы которого хотите использовать. Если он исторический, попробуйте выяснить что-нибудь о событиях, жизни и нравах той эпохи.

  • Обращайте больше внимания на свойственную стилям организацию пространства. Первое, что всегда бросается в глаза,  - декоративные детали. Но для построения сада их недостаточно. Важно понимать, как пролягут пути вашего перемещения по саду, где будут открытые пространства, а где уединенные уголки. Каждый стиль предлагает свое решение.

  • Адаптируйте стиль к природным условиям вашего сада. Используйте местные материалы, заменяйте традиционные более доступными современными. Подбирайте растения внешне похожие на те, которые применяются в выбранном стиле, но хорошо адаптированные к экологическим условиям вашего участка.

  • Не бойтесь совмещать  различные стили. Многое из того, что в наши дни признано классикой, родилось именно таким образом.

  • Согласуйте свой выбор с потребностями членов семьи. Детям может не понравиться все свободное время медитировать в саду камней, а бабушка, возможно, не представляет себе сада без грядки с капустой. 

I. Формальный сад

Возник в Древней Персии и долго доминировал в садовом искусстве Европы и Ближнего Востока.

Востребован и широко применяется вплоть до наших дней, имеет много вариаций, приспособленных к разным природным условиям, национальным и историческим реалиям.

 

Геометрическая планировка, чаще симметричная. Выравнивание, террасирование рельефа.  Строгая иерархия: маршруты, виды делятся на основные и второстепенные, архитектурные элементы доминируют над природными. В композициях используются метрические ряды - повторение совершенно одинаковых элементов с равными промежутками (аллеи, мотивы узоров в цветниках). Широко применяют малые архитектурные формы.

Покрытия: газоны, водные поверхности, плоскостные цветники, мощение, гравий.

Растения: "скелет" посадок составляют от 1 до 3 видов деревьев и кустарников, из которых выполняются стриженые изгороди, аллеи, топиарные фигуры.

II.Итальянский сад

Такой сад не может быть ярким, он сдержан  и монохромен. Основной эффект достигается контрастом темного и светлого, зелени растений и белого мрамора балюстрад,  желтоватого камня мощения и зеркальной глади воды. Здесь главенствует зеленая архитектура аллей, живых изгородей, стриженых бордюров и топиарных форм, среди которых, конечно, много вечнозеленых растений.

В итальянском саду всегда много воды - обычно это каскад фонтанов, нанизанный на главную композиционную ось. Другая характерная особенность - сложный рельеф. Такие сады устраивались на террасированных склонах, закрепленных балюстрадами и пандусами.

 

Растения: Подобрав аналоги, можно высадить аллеи из традиционной для русских усадеб липы мелколистной - она прекрасно поддается формовке. Стройные ряды из тисса заменят туя западная и стриженые изгороди из кизильника блестящего и вяза мелколистного. Низкие   самшитовые бордюры получатся и из шаровидных туй 'Danica', смородины альпийской, калины обыкновенной 'Nanum". А формованные шары - из клена остролистного 'Globosum', бересклета крылатого или ивы пурпурной 'Nana'. Высокие вертикали хвойных растений помогут изобразить сорта можжевельников китайского 'Stricta' и обыкновенного 'Hibernica', сосны обыкновенной 'Fastigiata' и туи западной 'Columna'.

К месту будут и вариегатные формы растений, например белоокаймленный дерен. Весенние спиреи, розы морщинистые и ароматные чубушники с белыми цветами хорошо гармонируют со светлым камнем скульптур.

Из многолетников стоит выбирать цветы с блекло-белой расцветкой, не выбивающиеся из стилистики.

Материалы,текстуры:

Вечнозеленые растения, классическая скульптура, вазоны, натуральный камень, водные поверхности.

Для стилизации итальянского сада идеально подойдет просторный участок с выраженным рельефом, предполагающий парадное оформление. Но образ небольшого дворика-патио можно сделать и на ровном месте, оформив, таким образом входную зону или зеленую гостиную под открытым небом. Для оформления в итальянском духе большой усадьбы, как нельзя кстати придется слегка затененный участок с крупными деревьями. Длинные прямые дорожки подчеркнут живые изгороди, а в качестве фокуса открывающейся перспективы может выступить легкий павильон (пергола), скульптура или вазон.

III. Мавританский сад

Типичный мавританский сад - это подобие зала под открытым небом, расположенного, как в колодце, во внутреннем дворе дома. Главная его задача - обеспечить хозяев тенью и прохладой. В таком саду практически не используются травяные покрытия - в нем есть твердый "пол", вымощенный камнем или плиткой, чаще глазурованной, образующей красивые восточные орнаменты. В проемах мощения высаживают тенистые деревья, которые образуют аллеи. По главной оси сада его разделяют каналы с водой. Характерной чертой являются аллеи с небольшими фонтанами. При стилизации такого сада выбирают солнечные места, для озеленения используют экзотические растения в вазонах.

Материалы, текстуры:

Глазурованная керамика, неглазурованная шамотная глина, мрамор, известняк, художественная ковка, вода.

IV. Средиземноморский сад

Нельзя сделать стилизацию такого сада в лесной зоне. Для него подходит солнечный участок со светлым домом с черепичной крышей или у террасы перед домом. Подойдет и мощеная камнем площадка во внутреннем дворике. Стены надо отделать светлой штукатуркой.

Для средиземноморского стиля характерны яркие цвета, они не так быстро выгорают на солнце. Рельеф сложный, с террасированием.

Площадь дворика окружают сложенной из камня подпорной стенкой или невысокой живой изгородью. Стену, которая граничит с площадкой, можно облицевать камнем. Для мощения подходит светлый охристый камень или керамическая плитка. Приветствуются включения картин из мозаики.

V. Замковый сад

Сады при средневековых европейских монастырях и замках.

Обычно закрытый извне высокими стенами сад с дорожками, крест-накрест пересекающимися в центре. Каждый из образовавшихся четырех прямоугольных участков имел свою функцию: аптекарский огород с лекарственными растениями, огород с прямоугольными грядками, кухонный садик с пряными травами, плодовый сад и ягодник.

Линии всех архитектурных элементов геометричны и строги, будь то дорожки или кроны деревьев в парадной части сада. В таком саду можно спрятаться от "цивилизации".В качестве архитектурных элементов используются гроты, колодцы, "средневековая" скульптура. Если позволяет место, возможно устройство лабиринта из живой изгороди.

Материалы, текстуры:

Природный камень, кирпич, дерево (поверхности должны выглядеть "состаренными"), рельефные узоры на предметах из камня. Любые жесткие поверхности не должны выглядет новоделом - и камень, и кирпич, и дерево лучше искусственно состарить.

Растения:

 В христианской символике важнейшую роль играют розы - белые символизируют чистоту и непорочность Богородицы, алые напоминают о мучениях Христа. Поэтому ни один средневековый сад не обходился без старинных роз. Бордюры, вместо самшита, можно сделать из спиреи серой или японской. Живые изгороди, лабиринты - из боярышника. Бельведер для бесед - из липы. Лианы помогут "состарить" любое строение и придадут ему пейзажный вид. Подпорные стенки, выступы, большие каменные вазоны можно украсить однолетними растениями, в том числе и ампельными.

VI. Натургарден

Натургарден призван заново объединить человека и природу. Здесь особо приветствуются "родные" растения и животные. Дизайн ориентирован на исконные для данной области пейзажи, но от дикой природы отличается тем, что пространство натургардена планирует и создает человек, он же за ним и ухаживает.

Исключено использование химических препаратов, с болезнями и вредителями растений борются методами органического земледелия.

Сейчас натургарден трансформируется в "экосад", когда весь проект участка, включая постройки, выполняется с учетом максимальной экологичности.

Покрытия

Дорожки могут быть гравийными или засыпанными мульчей, площадки - в виде деревянных настилов, но в любом случае не мощеными - они должны пропускать воду и не способствовать уплотнению почвы. Место газона обычно занимает лужайка с местными видами диких трав.

Растения

В основном используют виды природной флоры, не требующие особого ухода. Важную роль играют  местные деревья и кустарники, папоротники, злаки, луковичные естественного облика (если тюльпаны, то ботанические). Участок разбивают на миниатюрные экосистемы в зависимости от условий - болотце, луговина, рокарий, лес - и высаживают соответствующие виды растений.

Материалы, текстуры: необработанное дерево, оттенки и текстуры лугового или лесного разнотравья, гравий.

VII. Гравийный сад

Гравийный сад - это самостоятельный тип декоративного сада, который появился, как синтез нескольких популярных приемов и получил свое воплощеине в известных на весь мир современных садах, прежде всегов саду Бет Шатто (графство Эссекс на юго-востоке Англии) и в саду Джона Брукса в Денмансе (графство Сассекс на юге Англии), а также в работах Пита Удольфа, Кристофера Ллойда, супругов Робинсон.

В основе гравийного сада (Gravegarden) лежат традиции природных (Natuegarden) и каменистых (Rockgarden) садов.

Именно в саду выдающегося английского ландшафтного дизайнера Бет Шатто эта идея в сочетании с некоторыми другими приемам приобрела свое законченное и совершенное воплощение, поэтому частный сад Бет Шатто по праву можно назвать мировым образцом гравийного сада. Он вызывает особый интерес у последователей экологического направления в ландшафтном дизайне.

Основная идея организации гравийного сада - максимально эффектно представить растения на близком к  естественному нейтральном фоне, который создается масштабными по площади засыпками из гравия. При этом ставка делается на неприхотливые растения, способные самостоятельно и практически без нашего вмешательства быстро развиваться и пышно цвести, возобновляться самосевом и сохранить при этом опрятность в композиции.

В отличие от классического рокрия в гравийном саду камень не является самодостаточным, он только создает выигрышный фон для растений и является материалом, формирующим определенный тип среды их обитания.

Гравийный сад отличается и от классического альпинария, где основной идеей является культивирование растений, произрастающих в природе в альпийском поясе гор и в высокогорных районах. Как правило, это изящные, очень медленно разрастающиеся, часто редкие и капризные в культуре растения, которые нуждаются в строго определенных условиях. Здесь важно все: освещенность, количество осадков, сумма положительных температур, степень аэрированности субстрата ит.д. Классический альпинарий - гордость коллекционера - красивейший элемент садового дизайна, но всегда трудоемкий в уходе объект.

Гравийный сад не имеет ничего общего и с сухим пейзажем в японской традиции "каревансуй", который создается для любования опять же красотой самого камня, в том числе и гравия, но выполняющего в таком саду совершенно другие задачи. Здесь гравий выступает в образе воды, а крупные камни и растения лишь помогают ему выразить образ живого или пересохшего водного потока.

Растения

В основу идеи флористического наполнения гравийного сада легли образы пышно растущих прерий, буйных степей и выразительных каменистых осыпей. Растения в таких типологических сообществах бурно развиваются, образуя крупные куртины и целые поля. Здесь выживают только наиболее экологически  пластичные и неприхотливые растения.

Основное требование для произрастания большинства растений гравийного сада - открытый, хорошо освещенный солнцем участок.

Растения для гравийных садов подбираются с акцентом на неприхотливость, быстроту разрастания, простоту формы, изящество и грациозность линий.

Фаворитами в гравийных садах становятся растения с мелкими, но многочисленными цветками, с узкими, изгибающимися или жесткими колючими листьями и побегами. А такие особенности растений, как шипы и колючки, эффектные семенные коробочки, опушенные листья, приобретают самостоятельное декоративное значение.

Гравийный сад - это, прежде всего, своеобразная сцена для многолетних травянистых растений. Однако структурную основу гравийного сада составляю деревья и кустарники, поэтому такой сад интересен даже зимой, когда его гравийное покрытие и большинство травянистых растений коврового типа скрыты под снегом.

Подбирать деревья желательно с изящной кроной, на высоком штамбе, с мелкими или узкими листьями. Их не должно быть слишком много, иначе сад будет значительно затенен. Их малое количество восполняется ярким образом - пирамидальной или плакучей формой кроны, фактурной или цветной корой, ажурными, изящными, необычно окрашенными листьями, красивым цветением или эффектными плодами.

Материалы, текстуры.

В гравийных садах камень используется очень широко, но, прежде всего, в сыпучих фракциях - гравий, галька, реже щебень и дресва. Однако крупные глыбы и валуны отдельно или в группах могут присутствовать в общей композиции, направляя и фиксируя взгляд, организуя пространство и создавая определенное настроение.

VIII.  Сады новой волны

Голландский ландшафтный дизайнер Пит Удольф создает настолько характерные сады, что появилось новое течение - "удольфианский стиль". Самого Удольфа и его последователей называют дизайнерами "новой волны".

Формальную структуру наполняют мозаичные цветники из довольно простых и распространенных растений. Кажущаяся хаотичность посадок - всего лишь иллюзия, все комбинации в этом "пэчворке" хорошо просчитаны. Ведь впечатление должен производить цветник в целом, а не отдельные растения. Естественность и малоуходность посадок в природных садах новой волны напоминают стиль натургарден, но в отличие от него не копируют природу, а создают драматичные картины природы, подсказанные фантазией дизайнера.

Революционный метод Удольфа состоял в том, что он наполнил формальную в плане структуру растениями неформального, близкого к природному, облика. При этом мастер всегда подчеркивал, что структура и форма в дизайне первичны, цвет тоже важен, но вторичен. Летом сад "собирают воедино" фигурные живые изгороди и геометрически правильные топиарные формы. Весной, когда зелени еще мало, хорошо читается геометричная структура дорожек и цветников.

Растения.

Для цветников новой волны подойдут декоративные в течение всего сезона "безуходные" многолетники, которые не нужно обрезать, подвязывать, часто делить и пересаживать, поливать. Кроме того, они не должны давать обильный самосев или агрессивно вытеснять соседей по цветнику. Важная роль отводится декоративным злакам. Наряду с природными видами в посадках используются сортовые растения.

Материалы, текстуры.

"Воздушные" злаки, стриженые хвойные, кирпич, некрашеное дерево.

IX.  Сельский сад

Сельский сад насколько красив, настолько и прагматичен. В первую очередь это вершина плодово-ягодно-огордного искусства, а цветники - лишь дополнение к нему.

Центр сельского сада - дом с прилегающим к нему двором и дополнительными постройками. Эта часть сада обычно формальна в плане. Другой островок регулярности в сельском саду - огород. Если он необходим вашей семье или просто приносит радость, он также по понятным причинам имеет геометрические очертания и приведенную к четкой горизонтальной плоскости поверхность. В дальних уголках участка, в тени плодового сада и декоративных древесных растений тоже могут размещаться регулярные элементы: площадка для сушки белья, место для отдыха или, например, площадка для пикников. Все регулярные участки соединяют прямыми дорожками с планировочными осями сада так, чтобы в плане они представляли собой геометрический рисунок, но сюда могут вести и дополнительные тропинки, извилистые и декорированные в пейзажном стиле. Ближе к границам сада правильные формы уступают место пейзажным способам планировки, позволяющим  создать иллюзию, что весь сад был некогда освоен, спланирован "по линеечке", но позже зарос  и изменил конфигурацию.

Растения.

Их условно можно разделить на три группы: красивые, полезны и "сорняки". Растения первой группы достаточно универсальны. Их можно встретить не только в сельском, но и в любом другом саду. Пышные розы, пионы, лилейники здесь могут соседствовать с видами, традиционно употребляемыми в пищу или в качестве лекарств. Дополняют сельские цветники дикие растения или садовые формы, имеющие близкий к природному вид. Подбирая деревья и кустарники, предпочтение отдают обычно плодово-ягодным культурам. Традиционные для русских садов красивоцветущие кустарники также связаны в нашем сознании с уютным сельским садом.

Широко используются и ползучие растения. Их высаживают в щели подпорных стен, между ступенями лестниц, плитами дорожек. Разрастаясь, они придают отдельным уголкам сада совершенно заброшенный, но необыкновенно уютный вид.

Материалы, текстуры.

Деревянные поверхности любых текстур, крашеные и нет, голая земля, лужайки или газон, кирпичные или побеленные стены, мощение местным камнем, крашеные наличники и ставни, ограждения из жердей или плетеные, штакетник.

X. Модернизм

 

Направление в искусстве XX века, переход от следования историческим традициям к творческому самовыражению.

В основе стиля - передача настроения, выражение абстрактных идей при помощи цвета и формы. Сочетание геометрической (но не симметричной) и пейзажной планировки делает сад удобным для жизни. На первый взгляд может показаться, что главная цель таких садов - эпатаж, но это впечатление обманчиво. Как правило, мотивы прагматичны: часто необычные цвета мебели и строений диктуются соотношением ясных и пасмурных дней в году, желанием "раздвинуть" пространство или, напротив, сделать его камерным.

Покрытия.

Традиционные и современные - керамогранит, композитный декинг.

Растения.

Выбор растений диктуется только замыслом проектировщика. Используются как любые типы посадок других стилей, так и оригинальные - топиарные фигуры абстрактной формы.

Материалы, текстуры.

Натуральный и искусственный камень, керамика, окрашенное дерево, синтетика и композиты.

XI. Коттедж-гарден

 

В основе коттедж-гардена  - средневековый английский сельский сад, мотивы эпох Возрождения и новые для того времени идеи Движения искусств и ремесел. Несмотря на то, что стиль сложился на рубеже XIX-XX веков, он кажется древним. Это неслучайно: в годы индустриализации, вытеснения ремесленных товаров промышленными штамповками общество ностальгировало по старым временам, и это дало новое направление в садовом искусстве.

Планировка сада обычно пейзажная, хотя может включать геометричные элементы: водоем, огород, террасы. При обустройстве загородных имений практиковалась совместная работа архитектор дома с дизайнером сада. Существовала концепция "дома для сада и сада для дома", подразумевающая создание продуманных переходных пространств: террас, галерей, веранд. Самые известные атрибуты стиля - пергола, впервые появившиеся в английских садах благодаря Гертруде Джекилл, и миксбордеры. Широко использовались изделия ручной работы: ковка, мозаика, деревянная мебель.

Покрытия.

Цветники, лужайки, гравий, клинкерный кирпич, известняк, гранит.

Растения.

Сочетание традиционных садовых растений (роз, дельфиниумов) с "деревенскими" цветами (левкои, маки) и дикими растениями.

Материалы, текстуры.

Кирпич, белая краска, черепица, необработанное дерево, искусственно состаренные поверхности, газон.

XII. Голландский сад

Голландский сад – это небольшой по размерам садик, прототипом которого являются дворики Голландии. Они очень аккуратные и ухоженные. Дворики заполняются хвойными и вечнозелеными кустарниками, которые радуют глаз в течение всего года. Чтобы разбить монотонность зелени, в эту зеленую массу вклинивают декоративные кустарники с яркой листвой. Для обустройства используют и классические приемы: стриженные живые изгороди и бордюры из самшита, выстриженные фигуры и узоры. А внутри этих узоров высаживают яркие многолетние и однолетние растения.

На передний план высаживают многолетники – герани, ясколки, молочаи. Характерной чертой голландского дворика является мощение плиткой, мелкой галькой и декоративным камнем. Акцент делают на красиво цветущем штамбовом деревце небольшого размера.

Дом располагают поблизости ко входу на участок. Ему предшествует партерный газон, размеры которого не превышают 10-15 м.кв. Партер обязательно содержит цветник, состоящий из множества крокусов, гиацинтов и тюльпанов. Чтобы сделать акцент на уютном сельском стиле, используют деревянные тачки с горшечными цветами, игрушечные мельницы, чугунные водопроводные колонки. Традиционно в голландском саду выставляют растения в кадках.

Живая изгородь не высокая, чтобы любопытные могли заглянуть в садик. За домом устраивается плодово-ягодная зона с аккуратным огородом, а хозяйственные постройки маскируются с помощью вьющихся растений.

Голландский барокко.

 

 Среди национальных разновидностей садов барокко особенную важность для всего Севера Европы представляли сады Голландии.

Голландские сады подчеркивали характерный для барочных садов элемент иронии, шутливости, увеселительности. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты»: один был посвящен душистым цветам, другой — плодовым растениям, третий — лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности (в Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечении). Центральная, довольно узкая аллея соединяла между собой кабинеты, которые не были симметричны друг другу по тематике. По идее своей «зеленые кабинеты» со своей различной тематикой были выражением восхищения разнообразием природы.

В голландских регулярных садах дворец обычно не занимал центрального положения, а располагался сбоку, в углу сада, с фасадом, сплошь закрытым деревьями. Хозяева и их гости могли уединяться в «огибных аллеях», скрываться в беседках, павильонах, эрмитажах и за трельяжами.

Другая черта голландских садов — обилие цветов, с середины XVII в.— тюльпанов, которые разводились, ввозились и вывозились, которыми торговали и которые представляли в XVII в. огромную ценность. В голландских садах предпочитали душистые растения не душистым. Ими заполнялись фигурные ниши, образованные стриженными бордюрами из самшита. Голландское садовое барокко оказало влияние на многие страны Европы, но особенное значение оно имело в Англии. 

До сих пор элементы барокко используются в садах парках Голландии.

Строгого  определения голландского сада не существует, хотя такое понятие часто используется специалистами по ландшафтному дизайну; видимо, интуитивно, ассоциативно понятно, о чем идет речь.

XIII. Китайский сад

Самобытный стиль, возник в Китае под влиянием местных верований, согласно которым соответствие ландшафта «небесному порядку» определяет жизненные свойства вещей, в том числе телесное здоровье, материальное благополучие и степень учености людей. Оказал большое влияние на формирование корейского, японского и европейского пейзажного стилей.

Сад отделяется от внешнего мира стеной и внутри разбивается на серию уединенных пространств наподобие садовых комнат. Запутанная система галерей, перегородок должна создать у посетителя ощущение, что он «не помнит, как попал в сад, и не знает как оттуда выбраться». Широко используются искусственные скалы и гроты, архитектурные сооружения: галереи, павильоны, беседки.

В классическом варианте почти нет растительных покрытий поверхности, таких как газон. Часто большую площадь занимает пруд сложной формы, огибающий строения и искусственные скалы. Много места отводится камням и скальным композициям – они образуют большие массивы с проложенными в них тропинками. Остальная площадь вымощена, как правило, галькой и снабжена системой ливневой канализации, по которой дождевая вода поступает в пруд.

Растения высаживают одиночно или  небольшими группами между камней, в проемах мощения, вокруг строений. Предпочтение отдается причудливым, живописным формам, красоте линий: часто посадки размещаются на фоне выбеленных стен и напоминают рисунки кистью на бумаге. При выборе растений большое значение придается их способности отбрасывать красивые тени ( сосна, бамбук, плакучая ива), мелодично шуметь в порывах ветра (сосна) или под дождем (банан и другие растения с широкими листьями), издавать аромат( османтус).

Применяемые материалы.  Серая черепица, серый камень, побелка, красный лак.

XIV. Японский сад

Японский сад сформировался в древности на основе китайского, но получил более природное направление за счет представлений японцев о деревьях, камнях и других природных объектов как о местах обитания духов.

После объединения Японии в 17 веке и укрепления самурайского сословия стал использоваться как площадка для духовных упражнений. Появилось два новых стилевых направления: сад чайной церемонии, где широко использовалась сезонная декоративность растений, и минималистичные, условные дзенские сады. Оказал влияние на искусство 20 века, особенно на формирование стилей модернизм и хай-тек.

По планировке японские сады бывают двух видов: пейзажные с затейливой сетью извилистых дорожек и небольшие прямоугольные сады, предназначенные не для прогулок, а для обзора извне (например, из примыкающей к саду галереи). Наиболее популярны две разновидности второго типа: это карэсансуй (сад камней из гравия и валунов) и цубо (крошечный садик площадью всего несколько квадратных метров).

Большое значение придается красоте линий: очертаниям водоемов, камней, растений. Мастер сада заботится также о том, чтобы сад не был переполнен растениями и другими деталями – в нем должно быть достаточно пустоты, которая для японцев имеет сакральный смысл.

 Часть сада обязательно отводится воде – настоящему пруду или материалам, изображающим воду символически (гравийным покрытиям, нагромождениям валунов, символизирующим реки и водопады). Мощение дорожек – плоские валуны, бетонные плиты или гравий. Остальная часть в традиционных садах покрыта мхом с вкраплениями папоротников и других растений дикой природы. Начиная с прошлого века, мох на открытых пространствах заменяют газоном.

Самое распространенное растение – сосна (мацу), которую искусственно формируют для придания ей сходства с большим старым деревом, но уменьшенного размера. Такие деревья (ниваки) используют для создания миниатюрных копий величественных природных ландшафтов с «морской гладью», «островами» и «скалами».

 Распространены различные бамбуки, мхи и папоротники, в садах чайной церемонии часто можно встретить японские клены и сакуры.

 В садах камней растения зачастую вообще не используются.

 Применяемые текстуры и материалы. Гравий, серые или коричневые валуны, плотная темная зелень, мох, темное дерево, бамбук.

XV. Русская эклектика

Направление возникло в подмосковных дачных поселках конца 19 века. Дачники нередко называли такие сады английскими – вероятно, стиль викторианской эпохи служил для них одним из наиболее заметных ориентиров. Тем не менее, своеобразие русской эклектики основывается не только на образах викторианского сада: в ней прослеживается влияние классицизма, модерна, а также национальных традиций.

Совмещение регулярного и пейзажного принципов планировки, яркое растительное наполнение, большое количество садового декора.

Подлинные образцы не сохранились. Стиль в переосмысленном виде реконструируется энтузиастами нашего времени по воспоминаниям, литературным источникам, старинным планам и фотографиям.

Большая общая площадь цветников, дорожки – гравийные или вымощенные брусчаткой, на свободной площади газоны и травяные покрытия, но небольшие по площади, просторные травяные лужайки устраиваются редко.

Характерная особенность – большое количество цветов, в том числе трудоемких в уходе. В вазонах и на клумбах встречаются экзотические растения, зимующие в оранжерее. С декоративными растениями соседствуют плодовые: яблони, вишни и другие. В большом количестве высаживают красивоцветущие кустарники: сирень, чубушник, гортензию, розы.

Сезонность - одна из отличительных особенностей русского сада. Наряду с летниками здесь используется много растений, цветущих непродолжительно, в определенное время года.

Применяемые текстуры, материалы.  Кирпич, окрашенное и необработанное дерево, побелка и белая краска, газон, алые и оранжевые цветы, хвоя: сизая, желтая и зеленая.